База курсовых работ, рефератов, научных работ! Otryvnoy.ru Рефераты, курсовые, дипломные работы

Построение математической модели оптимального управления, обеспечивающего мягкую посадку при минимальном расходе топлива

Построение математической модели оптимального управления, обеспечивающего мягкую посадку при минимальном расходе топлива

Исходные данные к курсовому проекту


Рассматривается последний этап посадки космического аппарата (КА) на планету. При построении математической модели предположим:

1)                 посадка осуществляется по нормали к поверхности планеты, планета неподвижна и в районе посадки плоская;

2)                 на КА действуют сила тяжести G=mg, причем g=const и сила тяги , где с=const, а β – секундный расход массы m, ;

3)                 аэродинамические силы отсутствуют.

Уравнения движения КА могут быть представлены в виде:


; ; , где h – текущая высота;


или в нормальной форме:


; ; ; .


Здесь введены обозначения:


; ; ; ; .


Граничные условия имеют вид:


; ; ; ; ,



причем Т заранее неизвестно. Требуется найти программу управления u*(t), обеспечивающую мягкую посадку при минимальном расходе топлива, то есть .


Исходные данные для расчетов

Начальная масса КА

, кг.

Начальная высота

, км.

Начальная

скорость

, км/с

Отношение силы тяги

к начальной массе , м/с2

500

190

2,65

42,5


=190000 м.

=2650 м/с



Ускорение силы тяжести для планеты g=1,62 м/с2, величина с=3000 м/с.




Задание к курсовому проекту


1.)               Составить гамильтониан Н, воспользовавшись необходимыми условиями оптимальности для задачи Майера.

2.)               Из условия максимизации Н по u найти оптимальное управление.

3.)               Получить каноническую систему уравнений и в результате прийти к краевой задаче, для которой в момент t=0 заданы компоненты x0, x1, x2, а в момент t=T‑компоненты x1, x2, ψ0.

4.)               Из условия Н(Т)=0 получить соотношение для определения неизвестного времени Т.

5.)               Произвести анализ необходимых условий оптимальности, начав с исследования возможности существования особого вырожденного управления, то есть случая, когда функция переключения


.


Доказать, что Кu не может обратиться в нуль на конечном интервале времени и, следовательно, особого управления в данной задаче не существует.

Показать, что Кu есть монотонная функция t.

Рассмотреть четыре возможных случая:

а) Ku>0 для всех ;

б) Ku<0 для всех ;

в) Ku>0 для , Ku<0 для ;

г) Ku<0 для , Ku>0 для .

Показать, в каких случаях (из физических соображений) мягкая посадка невозможна, в каком из реализуемых случаев расход топлива меньше.

Получить программу оптимального управления, когда до некоторого момента t1 управление отсутствует u*=0, а начиная с t=t1, управление равно своему максимальному значению u*=umax, что соответствует минимальному расходу топлива.

6.)               Решить каноническую систему уравнений, рассматривая ее для случаев, когда  и управление u*=0, и когда , u*=umax.

Приравнивая х1(Т) и х2(Т) нулю, получить два уравнения относительно t1 и Т. Таким образом, краевую задачу свести к системе, состоящей из двух нелинейных уравнений относительно двух неизвестных t1, Т. Составить программу расчета. Получив решение этой системы, решить полностью исходную задачу программирования оптимального управления мягкой посадкой КА на планету. В заключение следует построить фазовую траекторию спуска КА и определить конечную массу m(Т).




Выполнение задания курсового проекта


Нам известно, что


, где        с – сила тяги двигателя,


m – масса космического аппарата;

 – ускорение аппарата.    

То есть, масса · ускорение = сумме сил, действующих на аппарат.

β – секундный расход массы m: .

Расход массы обеспечивает силу тяги двигателя (P=c·β), ее можно менять в пределах .

можно найти из исходных данных – выразив из отношения силы тяги к начальной массе Pmax/m(0):


;

;

 кг/с.


Наш критерий оптимизации . Введем принятые в исходных данных обозначения:


; .


Начальный момент времени t=0, конечный момент времени – момент посадки КА (момент столкновения с планетой) t=T.


;


Тогда критерий оптимизации:


;

. (Здесь .)


Теперь необходимо написать уравнение состояния системы. Для этого нужно ввести переменные состояния и входную переменную.


Порядок дифференциального уравнения n=3, отсюда 3 уравнения состояния:


;

;

.


Выберем управление:


      ;


Подставляем уравнения состояния, получим:

так как и , отсюда


                                              ;

             ;

                                        .


Критерий оптимизации:


.


Введем переменные х0 и хn+1 (то есть х4).


, где t – текущее время.

.


Тогда основные уравнения состояния:


                          

                          

         

                          

                           


Составим гамильтониан Н:


;

.


Оптимальному управлению соответствует максимум функции Гамильтона в заданной области возможных управлений. Причем этот максимум равен нулю.

То есть нужно добиться максимума этой функции, меняя u1. Это и будет оптимальное управление.

Для функций ψi тоже получим сопряженные уравнения, которые имеют вид :

 


                – так как функция не зависит от х0,

следовательно производная равна нулю;

       – аналогично, так как функция не зависит от х1.




Итак, нужно найти максимум гамильтониана:


 





Функция переключения:



Используя для вычислений Mathcad, получим оптимальное управление:



Таким образом оказалось, что оптимальное управление должно осуществляться на предельных ресурсах. То есть либо двигатель должен быть совсем выключен (при Ku<0), либо включен на максимальную мощность (при Ku>0).

Посмотрим, как меняется функция переключения Кu во времени:


;


Для определения ψ1 и ψ2 решаем сопряженные уравнения:

, следовательно, ψ1 = const, обозначим ψ1=с1.

, следовательно, , где c2 = const.

Итак,



Масса КА всегда положительна, а с=3000 = const – величина постоянная, поэтому производная  имеет всегда постоянный (один и тот же) знак. То есть величина Ku либо всё время монотонно возрастает, либо всё время монотонно убывает. А это означает, что она может пройти через ноль только один раз.

Рассмотрим четыре возможных случая:

а) Ku>0 для всех ;

б) Ku<0 для всех ;

в) Ku>0 для , Ku<0 для ;

г) Ku<0 для , Ku>0 для .

В случаях б) (когда двигатель КА выключен на всем протяжении посадки) и в) (когда двигатель включен на максимальную мощность до какого-то момента времени t=t*, а затем полет происходит с выключенным двигателем до самой посадки) – говорить о мягкой посадке не приходится. Эти варианты означают падение КА на планету. Поэтому оптимальными (и вообще допустимыми) их считать нельзя.

Следовательно, остаются два реализуемых варианта – а) и г). И оптимальное управление предполагает либо всё время включенный на максимальную мощность двигатель, либо полет с выключенным двигателем до какого-то момента t=t*, а затем полет с двигателем, включенным на максимальную мощность до момента посадки. Естественно, что во втором случае (г) расход топлива меньше, так как часть пути проделывается с выключенным двигателем.

Поэтому оптимальным управлением в данной ситуации можно считать полет с выключенным двигателем, затем происходит включение двигателя и полет продолжается с двигателем, включенным на максимальную мощность.

Итак, оптимальному управлению соответствует



На первом участке полета, на котором u1=0:

 





; ; ;

;

;

.


Рассмотрим второй участок полета u1=7,083:

Зададимся условием, что при t=t* (в момент включения двигателя):

;

;

.





На отрезке полета со включенным двигателем:


;


так как , запишем:

.

Теперь, зная х3, можно выразить х2:


 

.


Теперь, зная х2 выразим х1:


;


На отрезке пути h(t):



В момент посадки t=T высота и скорость должны быть равны нулю, то есть  и . На основании этого утверждения приравняем х1(T) и х2(Т) нулю и получим таким образом два уравнения относительно t* и T. Таким образом, краевая задача у нас свелась к системе, состоящей из двух нелинейных уравнений относительно двух неизвестных t* и Т:




Из второго уравнения системы выразим момент времени, на котором включается двигатель:


;


Подставим это выражение в первое уравнение системы, получим уравнение для нахождения времени полета T (оно же время посадки):



Для расчета времени полета Т воспользуемся программой Mathcad. На следующем листе приведены эти вычисления[1]:

Теперь, зная Т и t*, можно определить конечную массу космического аппарата m(T):


кг.


Можно рассчитать высоту h (t*), на которой КА должен включить двигатели:


 м.


Таким образом, включение двигателей происходит на 3317-ой секунде полета на высоте около 67 км. от поверхности планеты. Тот же результат мы наблюдаем и на графике.


[1] Все дальнейшие вычисления также производились в программе Mathcad



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена